Сегодня у нас в гостях Кирилл Эмильевич Разлогов – российский киновед и культуролог, ведущий программы «Культ кино» на телеканале «Культура». Автор 14 книг и около 600 научных работ по истории искусства и кинематографа, а также президент Гильдии киноведов и кинокритиков России.

Кирилл Эмильевич — очень интересный собеседник, знаток киноиндустрии, кинокультуры и просто очень хороший человек.

Вопрос: Кирилл Эмильевич, какое на сегодняшний день состояние мирового и российского кинематографа: на взлёте, в упадке или в стагнации?

Разлогов: Идут большие изменения, трансформации, на всю киноиндустрию большое влияние оказывают телевидение и интернет. Стало больше производиться короткометражных фильмов и телесериалов. Россия не исключение. Рынок диктует свои условия. Всегда востребованы фильмы про космические приключения, фильмы ужасов и про любовь. По объему производства кинолент, Россия смотрится не так плохо. Доля отчественных фильмов в нашем прокате около 18 процентов. Для сравнения в Германии это процент, как правило, ниже 10, и только во Франции (если ограничиться Европой) больше 25.

Большое значение в кинопроизводстве играет Голливуд, ставший в наше время проводником не столько американской культуры, сколько мировой, выпускающий фильмы для широкого круга зрителей. В программе Голливуда (а еще больше Болливуда в Индии) есть картины, которые нацелены на определенный регион, такие как Азия, Ближний Восток, Латинская Америка или та или иная часть Европы.

Качественное и недорогое производство фильмов (в первую очередь оказание услуг зарубежным компаниям) развернуто в Белоруссии (по отношению к Российским «мейджорам»), Болгарии, Румынии, Чехии. Оказание производственно-творческих услуг в России по сравнению со студиями названных стран, на сегодняшний день, относительно дорогое. В нашей стране в последние годы снимается около 100 игровых полнометражных фильмов в год. Около10 из них относятся к артхаусной продукции и попадают в фестивальный оборот. 2-3 фильма имеют значительный коммерческий успех в отечественном кинопрокате. Это нормальные показатели. Если говорить о последних снятых фильмах, то хорошую судьбу имеет фильм “Сталинград”. Он значительно перешагнул отметку 10 миллионов долларов США по сборам в прокате, которую не достигал после распада СССР ни один фильм о Великой Отечественной войне.

Вопрос: Кирилл Эмильевич, какими качествами должны обладать фильмы, чтобы получать призы на кинофестивалях?

Разлогов: В первую очередь фильм должен быть оригинальным. Это может быть и не тривиальная тема или технические новаторства при создании картины. Конечно, играют роль политические и социальные проблемы, волнующие общество. При этом обязательное условие – картина должна быть сработана высокохудожественно и качественно.

На сегодняшний день фестивальная палитра очень разнообразна. На экранах фестивалей показывают картины разного качества и уровня интересов. Диапазон фестивалей очень широк – от фестивалей так называемой группы А, таких как Венецианский, Каннский, Берлинский или наш Московский, до небольших локальных кинофестивалей, к примеру фестивалей российских фильмов в разных странах и регионах или недель того или иного зарубежного кино в городах России. Очень важно найти то, чем фестиваль интересен и чем он отличается от других. Многие фестивали помогают молодым режиссерам показать свои фильмы, так как некоторые из них не могут дойти до большого экрана. На сегодняшний день в прокате, в нормальных условиях, идет не больше ста фильмов в год из шести тысяч игровых полнометражных лент, которые делаются во всем мире.

Вопрос: Кирилл Эмильевич, как молодые художники, режиссеры могут начать свою карьеру?

Разлогов: В первую очередь желательно закончить одно из образовательных профильных учреждений, получить знания, навыки. И уже в учебных учреждениях молодые художники начинают снимать фильмы. Во ВГИКе существует экспериментальная киностудия “Дебют”. “Мосфильм” начал поддержку молодёжи. Сейчас он помогает в реализации трём дебютным проектам. Министерство Культуры финансирует дебюты молодых режиссеров. Конечно, начинать всегда сложно, но развитие киноиндустрии в России набирает обороты, и мы надеемся, что российский кинематограф, опираясь на молодое поколение, сохранит те позиции, которые были завоеваны еще в советский период, а возможно, выйдет на новый уровень, соответствующий современному этапу развития аудиовизуальных технологий.

Кирилл Разлогов о современном кинематографе